14/02/23 Парки исчезают.
Парки ЮБК исчезают. Это факт. Минприроды Крыма за последние несколько лет ликвидировало три парка-ООПТ (парк санатория «Морской прибой» – 2022 г., Малый Ливадийский парк, Южнобережные дубравы – 2018 г.) и внесло в положения о большинстве парков-памятников новую норму, разрешающую капитальное многоэтажное строительство.
Еще несколько лет назад даже представить было невозможно, что Министерство, которому вверено сохранение парков, разрешит застраивать 200-летние шедевры архитектуры и истории на треть и даже наполовину. Под армией бульдозеров погиб Форосский парк как произведение садово-парковой архитектуры. Годами идут суды о сносе самовольных многоэтажек в Меласском парке. Администрация Ялты манкирует просьбы придать можжевеловым рощам статус городских лесов в Генплане и систематически раздает их под застройку. Минкульт Крыма отверг все заявления о выявлении парков ЮБК как ансамблей-объектов с признаками объектов культурного наследия.
Так по разным сценариям разные органы власти Крыма «снимает кино» про парки ЮБК. Но самый талантливый сюжет в этом кинофестивале вдохновлен фильмом Хичкока «Леди исчезает» – старушка Фрой пропадает из поезда, а тем, кто ее видел, внушают, что старушки вообще не было. «Исчезнувшая леди» – это статус объекта культурного наследия (ОКН) множества парков в советское и постсоветское время. Сейчас в Реестре ОКН этих парков нет.
Но в архивах Крыма сохранились свидетельства того, что леди была и есть, что парки обладали статусом ОКН – вот они: Массандровский, Алупкинский, Ливадийский, Харакский, Гурзуфский парки, парк Утес-Карасан, Симеизский садово-парковый комплекс, Садово-парковый и архитектурный комплекс санатория «Ялта» КЧФ, парк сан. «Ясная поляна», парк сан. «Горный», Садово-парковый и архитектурно-градостроительный комплекс «Нижняя Массандра» (архивные документы в конце данного текста).
Согласно реестру 1995 года статусом памятника архитектуры обладали Мисхорский, Форосский парки (решение о постановке на учет – Постановление Совета Министров УССР от 29.01.1960 г. № 105).
Взять и вычеркнуть объект из Реестра – это немыслимый произвол. «Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения… На основании Акта Правительства Российской Федерации», как указано в ФЗ-№73 «Об объектах культурного наследия».
Жители Симеиза задали в соцсетях вопрос – почему Симеизский парк, который взят под государственную охрану как памятник архитектуры Постановлением Совета министров Крыма от 14.12.1992 г. №261, сейчас не состоит в Реестре ОКН? Хотелось бы увидеть законные документы о лишении парка этого статуса в связи с его физической утратой или утратой историко-культурного значения. Ответ Минкульта Крыма в соцсети: «Украинские реестры не сохранились. После вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году реестр был воссоздан вручную и некоторые объекты культнаследия в него не вошли» (скрин из чата в конце данного текста).
В помощь Минкульту в «воссоздании Реестра вручную» направлено обращение (в конце данного текста) с копиями архивных документов о присвоении паркам статуса памятника культуры, истории и архитектуры и просьбой о незамедлительном восстановлении статуса ОКН, если нет законных документов о лишении парков этого статуса. Очень ждем ответа.
https://ubkpark.ru/14-02-23-парки-исчезают/